200-летняя загадка изумительных стаканов крепостного Вершинина

Стаканы Вершинина: он был всего лишь крестьянином, а оставил технологию…
Более 2 столетий назад крепостной Александр Вершинин, мастер стекольных дел, делал оригинальные стаканы с двойными стенками. Между слоями стекла располагались целые сюжеты. Целый мир умещался в этих стеклянных стихиях: маленькие макеты пейзажей, сделанные из мха, ниточек, камешков, соломы, бумаги. По сей день методика изготовления этих маленьких произведений искусства — загадка. Раскрыть секрет и воспроизвести технологию еще ни у кого не получилось.

Никольский стекольный завод был построен в 1764-м году при Екатерине II в Пензенской области.

Его основатель, помещик Бахметьев следовал указу самой императрицы – “выстроить дом, где самые добротные мастера будут делать посуду из стекла и хрусталя…».

Шлифовальный цех завода

Местные бахметьевские ремесленники учились по образцам посуды, привезенным из Европы.

И вскоре, освоив премудрости европейских мастеров, они стали не только повторять европейские изделия, но и создавать изделия из стекла в своей оригинальной манере.

Страница из каталога предприятия Бахметьева

Из-под умелых рук заводских мастеров выходили изделия сложных выдувных форм.

Изделия Бахметьевского завода

Декорировали посуду не только гравировкой и алмазной гранью, характерной классическому хрусталю. Они применяли роспись золотом, серебром, и даже древнюю технику — венецианскую нить (филигрань).

Шар с цветочной клумбой внутри, 1830 г. Техника «миллефиори» – миллион цветов.







Ваза на ножке с цветочной росписью. Середина XIX века.



Хрустальное распятие. В толщу хрустального креста вплавлено маленькое фарфоровое распятие, 1830 годы

Ваза большая для фруктов. Хрусталь, серебро, резьба «русский камень». Дизайн фирмы «К. Фаберже» 

Гений стекольного дела А. Вершинин

Много именитых стекольщиков выросло в стенах бахметьевского завода. Александр Вершинин был самым талантливым и оригинальным. Он создавал работы, равных которым нет по сей день. Вершинин проявлял себя и как стекольщик-виртуоз, и как художник, и даже в качестве химика.

Вершинина настолько ценили как мастера, что доверяли ему заказы на посуду от царской семьи. Стекольных дел мастер создавал целые сервизы, фужеры с тематической росписью о войне 1812 года, графины, рюмки с фамильными гербами великокняжеского рода.

Сам император пожаловал Вершинину золотые часы — так был очарован “…, что в России хрустальное дело доведено до такого совершенства”.

Но больше признания его мастерству принесли его знаменитые стаканы с одноименным названием “вершининские”.

О них мы расскажем далее…

Знаменитые “вершининские” стаканы

Сколько этих произведений стекольного мастера осталось на сегодняшний день — не известно. Многие изделия находятся в частных коллекциях по всему миру, и лишь иногда светятся на выставках и аукционах. Несколько стаканов Вершинина хранятся в музеях.

Стакан двустенный
Ок. 1800 г. Бахметьевский завод стекло бесцветное, трава, камни, бумага, роспись золотом и сепией 

Стакан с обратной стороны

Никольский музей выставляет один такой стакан и считает его почетным экспонатом.
В стенках этого стакана изображен целый сюжет. В парке усадьбы Бахметьева прогуливаются кавалеры и дамы, играют дети, утки плавают в пруду, на деревьях птички сидят, в общем завораживающий идиллический пейзаж…Вроде типичное для того времени изображение. Но поразительно то, что вся композиция находится внутри стекла, а не написана. Она изготовлена из тонких нитей, мха, веточек, соломы. Еще одна загадка — как это можно было изготовить и сохранить макет внутри, ведь стекло прокаливают при очень высоких температурах?

К сожалению, этот шедевр был в августе 1996 года украден из музея и не найден до сегодняшнего дня. Поэтому увидеть стакан своими глазами, увы, не получится.

Несколько экземпляров стаканов с различными изображениями находятся в других музейных коллекциях.


Загадка стаканов

Долго технология производства стаканов с двойным стеклом была неразгаданной. Потом подробное изучение стакана со сколом показало, что декорации расположены не в самом стекле, в пространстве между стенками.

Однако до сих пор осталось несколько загадок, которые достойны восхищения. Например, крепление деталей композиций, ведь ни одного следа клея не обнаружено, а стаканы абсолютно прозрачны. Каким образом просчитывались параметры двух частей стакана. Ведь зазор между слоями стекла почти незаметен. И третий вопрос: как запечатывались стенки стакана по верхнему краю, а вся композиция (из горючих материалов) оставалась целой?

Совсем недано возникли теоретические предположения технологии Вершинина. В качестве клеящего состава применялся лед. Все элементы композиции наносились на влажную основу, затем ее замораживали. Затем, когда две части стекла составлены и картина внутри, лед топили. Чтобы вставить стаканы друг в друга, внутренний охлаждали, внешний — подогревали. За счет разницы температур зазор между колбами увеличивался и они без проблем становились в нужное положение. В качестве направляющих использовались палочки или соломинки.

Для запечатки краев их скорее всего обмазывали фосфором, затем поджигали. Выделенного тепла хватило бы для запечатки зазора. Но, возможно, края запечатали мастикой. И тот и другой способ трудоемкий даже в наше время, и справиться действительно только виртуозному мастеру. На сегодняшний день данную технологию не внедрили в практику.


Мелькнула информация, что в частной московской коллекции есть трехслойный стакан. Естественно, цена экземпляра баснословная и место нахождения экземпляра держится в секрете. Возможно, это изделие попадет в музей и виртуоз стеклянного искусства Александр Вершинин еще удивит этот мир?

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

200-летняя загадка изумительных стаканов крепостного Вершинина